Борьба с тилтом – профилактика
Однажды, общаясь в форуме, я натолкнулся на покерную тему, где люди обсуждали и выясняли, какими же
качествами должен обладать игрок в покер для положительных результатов. В дискуссиях всплывали и талант, и умение чтения
оппонента, и математические способности, но практически все посетители форума сошлись на одном качестве успешного
покерного игрока – психологической устойчивости. Я так думаю, что каждому игроку в покер приходилось слышать о понятии «тилт»
(можно также встретить название и произношение «тильт», tilt – наклон, переворачиваться). Из
названия видно, что данное слово означает определённое изменение в игре, и оно не в лучшую сторону. Алан Шунмейкер даёт
такое определение тилта: «принятие таких решений, основанных на эмоциональных побуждениях, которые вы в нормальном
состоянии никогда бы не сделали». Игрок, который начал играть в тилте, имеет два пути проигрыша: он начинает маньячить
или же, наоборот, вести тайтово-пассивную игру. Но это и не важно, ведь итог часто один – потеря всего стека. Давайте поговорим
о способах борьбы с данным явлением.
«Профилактика всегда лучше лечения!» Данный старый лозунг как нельзя кстати подходит для покера. Намного проще и экономнее избежать тилта, чем избавляться от него. Самым главным помощником в этом станет знание покера. Если вы отдаёте себе отчёт, что такое дистанция и дисперсия, вам достаточно легко будет перенести неудачи в отрицательных сессиях. Я вам так скажу, если вы знаете о таких понятиях, как математическая статистика и теория вероятности, то вы человек, который сможет реалистически оценить и понять всю суть игры в покер. Возьмём, например, бэд биты. Многие игроки сокрушаются, что, мол, есть такие истории, когда один игрок с AQs пошёл на префлопе ва-банк, а второй с какими-то К2о ответил и выиграл. Здесь абсолютно нечему удивляться. В покере нет неубиваемых карманных карт. У игрока с тузом и дамой было всего в два раза больше шансов на улучшение, нежели у его оппонента. Это значит, что AQs по математическим законам будут выигрывать в двух сдачах из трёх! Возьмите ещё худшие карманные карты 72о, даже они выигрывают у пары тузов в одной раздаче из девяти, что не является таким уж невероятным событием.
Как ни крути, а одними только знаниями от тилта не защитишься. Что касается меня, то я знаю, что на дистанции играю в плюс, но всё-таки проигрыши огорчают, особенно когда оппонент выезжает тупо на везении, а не на качестве своей игры. В такие моменты ваше сердце может толкать вас на тилт. В таком случае вам необходимо построить второй профилактический барьер – знание триггеров. Триггер – событие, которое запускает в вас тилт.
Когда тилт уже запущен, его сложно остановить, поскольку мы сталкиваемся с сопротивлением мозга. Вообще, тилт по своей природе – это та же агрессия в повседневной жизни, которая заложена в каждом человеке генетически. Ведь здоровый человек не станет сам по себе агрессивный, для этого необходимо воздействие на него неких раздражителей. Это может быть что угодно – от порции оскорблений до неудачного удара о ножку тумбочки. Но главным раздражителем, который напрямую заставляет нас быть агрессивными – это, конечно, дискомфорт организма (проголодались, замёрзли и др.).
В зарубежной терминологии покера такие раздражающие факторы называют триггерами, что в переводе с английского слова trigger означает «курок», т.е. вроде как на взводе. Обязательно необходимо выучить данные раздражители и постараться при их наступлении себя как-то успокаивать. Допустим, я очень сильно злюсь и могу выйти из-под контроля, проиграв стек АА на КК. Я думаю, что я не один такой, и это разозлит любого игрока. Это явление и может стать триггером, и, чем больше таких ситуаций, тем ближе мы находимся к срыву в тилт. Для того, чтобы себя как-то успокоить я минут так 10-15 веду спокойную расслабленную игру. Вы знаете, это мне лично помогает. Затем глубокий вдох-выдох и поехали дальше, и получается, и выигрывается! Триггеры могут быть самыми разнообразными, ниже перечень типичных, на которые стоит обращать внимание, и предпринимать меры по недопущению тильта.
-
Неполадки в организме (голод, болезнь, интоксикация и т.д.).
-
Грубая ошибка в игре. Вашей главной задачей станет научиться прощать себя. Даже знаменитый покерный игрок Говард Ледерер выделил 15 минут из своего интервью для темы прощения себя за грубые ошибки в покере.
-
Допущенные ошибки из-за невнимательности. Данный вид ошибок можно свести к минимуму путём в меру неторопливых раздумий, а уж затем нажатия кнопки вашего ответа. К таким ошибкам относят слабое внимание к стеку оппонента при выборе размера ставки или же, например, когда не замечаешь третьего игрока в банке, думая, что остался один на один с соперником. Такие ошибки особенно болезненны, поскольку они делаются на ровном месте.
-
Увеличение скорости игры. Это в первую очередь должен быть сигнал для вас, что вы начинаете входить в тилт. Дабы не зарыться в нём полностью, советую притормозить и принудительно заставить себя выжидать, даже если это будет простой пас на префлопе.
-
Вас переехали на удвоенный (увеличенный) стек.
-
Вас несколько раз подряд выдавливают из розыгрыша банка повышением ставки (префлоп или постфлоп).
-
Ситуации, когда вам приходит топовая карманная пара (АА или КК), все оппоненты пасуют, а, когда ваша карманка отвратительна, соперники начинают играть по-крупному. Не знаю, как вас, а меня данный случай ужасно выводит из себя.
-
Ещё хуже такая ситуация. Оппонент вас постоянно выдавливает 3-бетами, а когда вам приходит пара дам, и вы даёте бой, у него оказывается пара тузов.
-
Также есть обидные случаи. Например, некий маньяк выиграл у вас стек, а через пару раздач на тупом блефе всё проиграл другому игроку, который собрал натсовую комбинацию.
-
Моменты, когда вы решили сыграть слоуплей, имея сильную руку, при двухмастном флопе, давая возможность получения бесплатной карты на тёрне, ваш соперник поймал-таки третью в масть и улучшил своё дро.
-
Также обидно, когда вы не успели сделать ребай, проиграв 3/4 стека. Причём в данный момент вам пришла карманка в виде КК, а игроку-маньяку QQ.
-
Очень тяжело переноситься сброс карт на ривере, когда оппонент показывает в итоге воздух.
-
В течении получаса три раза отдал стек рыбе со статсами 80/5. Причём на протяжении всех раздач был впереди.
Другая известная в мире покера личность Мэтью Хилгер даёт примеры своих триггеров: бэд-биты, общий проигрыш или же угнетённое эмоциональное состояние, усталость, скука, другая скорость игры, алкоголь. Вы заметили, что многие раздражители не связаны непосредственно с игрой в покер. Допустим, усталость или ухудшение настроения могут быть вызваны семейным скандалом, неприятностями на работе и т.д. Рекомендую в таком случае вообще не играть, так как вы можете усугубить ваше положение игрой в тилте и проигрышем.
Стоит постоянно контролировать свои
действия за покерным столом. Даже во имя этой цели можете разговаривать с собой, задавая при этом себе вопросы:
«правильно ли я поступил в данном случае и почему именно так?», «Не устал ли я или не рассержен на кого-то из оппонентов
и мне хочется его наказать, выиграв у него все деньги любым способом?» и т.д. Многие игроки уделяют пристальное внимание
своим оппонентам, забывая при этом бросать взгляды на свою игру. Именно самоконтроль поможет вам избежать тилта, а при
наличии такового, поможет вам принять решение выйти из игры и успокоиться.
Дальше: борьба с тилтом - лечение.